Мы в соц. сетях:
+7 917-396-2166
КАРЕТНЫЙ ДВОРЪ / Полезное, интересное / Музеи карет / ФАЭТОН, ЛИНЕЙКА И ТАЧАНКА



ФАЭТОН, ЛИНЕЙКА И ТАЧАНКА

Уникальную коллекцию гужевого транспорта собрал на своем подворье донской атаман

Легкий, изящный фаэтон с откидным кожаным верхом, покрытым черным лаком, буквально скользит по неровной сельской дороге. Упругие рессоры смягчают ухабы, плавно вписывают резиновые колеса в крутые повороты. Мягкое сиденье, в котором буквально утопаешь, и спинки обиты красным панбархатом.
Фаэтон двухместный. Но в его конструкции предусмотрена откидная скамеечка для третьего пассажира, располагавшегося спиной к извозчику. Но сегодня на его месте – бородатый казак в камуфляже, сапогах и папахе…
– Ну что, барышня, – спрашивает он, – не хуже, чем в машине?..
Признаюсь – нет. Греет и мысль, что, по преданию, именно в этом фаэтоне, предназначенном в конце XIX века для общественной перевозки пассажиров (тогда на городские улицы допускались только фаэтоны и брички), в августе 1896 года по Кисловодску разъезжал Антон Павлович Чехов. Фаэтон строго соответствует требованиям, которые предъявлялись к гужевому транспорту того времени, – не только своим внешним видом (по цветам – черному или темно-синему), но и тем, что он был четырехрессорным (то есть особо комфортным), а во время ночных поездок по бокам козел (именно так точно называлось место кучера) устанавливались два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ: фары и стоп-огни, на нынешнем автомобильном языке.
Сейчас знаменитый «чеховский» фаэтон находится на подворье атамана Всевеликого войска Донского Николая Козицына, известного на Дону знатока старинного казачьего быта, собирателя, увы, уже немногих материальных свидетельств обычаев и нравов уходящих времен.
…Антон Чехов пробыл в Кисловодске всего неделю… Тополевая аллея, готическая Нарзанная галерея и в ней колодец с кипящей целебной водой, знаменитый парк с тенистыми дорожками, речушкой Ольховкой и экзотическими Красными, Серыми и Синими камнями. Вкусные шашлыки, купание в нарзане, охота.
Жил писатель в гостинице наследников Зипалова, расположенной напротив галереи «Нарзан». Здесь, выйдя из меблированных номеров, наверняка можно было нанять удобный фаэтон с приличным трезвым кучером. И когда Чехов захотел увидеть Кисловодскую крепость, ресторацию, дом Реброва, место поединка Печорина с Грушницким, то, возможно, именно извозчик Самохвалов, в собственности которого находилось это «такси», оказался попроворнее своих «коллег» и первым бросился к респектабельному постояльцу отеля.
– Человек, продавший мне этот фаэтон, – говорит атаман Козицын, – рассказывал, что его прадед, тот самый извозчик Самохвалов, возил Чехова не только по Кисловодску, но и по его окрестностям, а также к подножию горы Машук…
Понадобилось немало времени, чтобы привести фаэтон, который был в «разбросанном виде», в порядок . Все осталось подлинным, кроме колес. О том, во что это обошлось, он умалчивает. Главным считает то, что ему удалось сохранить этот исторический фаэтон, на котором теперь с удовольствием катаются гости атамана.
На подворье атамана Козицына находится и одна из родственниц фаэтона – знаменитая красноармейская тачанка, первая и, пожалуй, единственная боевая колесница новейшей мировой истории. Правда, мало кто при этом вспоминает, что эту «гордость и красу» изобрел батька Махно. Собрав отряды для борьбы против немецких и австрийских оккупантов, он поставил пулемет на легкую рессорную повозку (превратив ее в грозное высокоманевренное оружие), которую позже большевики сделали символом несокрушимой Красной конницы. В сущности, махновцы были правы, когда писали на тачанках лихие лозунги «Хрен уйдешь!» или «Хрен догонишь!». В скоротечном конном бою не было в атаке равных по внезапности и прицельности стрельбы этой двигающейся огневой точки, в надежном прикрытии отступления.
Впоследствии была разработана стандартная модель пулеметной тачанки, которая оставалась на вооружении советской кавалерии до середины 1950-х годов.
– Благодаря специальной конструкции на днище кузова, – рассказывает Козицын, – тачанка делает поворот на 360 градусов. Вот это место под пулемет «Максим», а здесь размещался пулеметный рассчет – наводчик, помощник и ездовой. Тачанка запрягалась зачастую тройкой и даже четверкой лошадей. Сейчас же в ней – пара породистых белых орловских рысаков. По словам атамана, тачанку ему привезли с Кубани. Она была отбита у махновцев в Тамани в 1919
году.
– Так получилось, – говорит Козицын, – что дед моего знакомого – Сергея Михайловича Щербакова, который передал мне эту тачанку, вместе со всем скарбом сопровождал ее в ЧК. Потом на ней же поехал в районный центр с какими-то важными документами. Но по пути он с товарищами попал под жестокий обстрел со всех сторон, и они решили спрятать тачанку в одном из сараев, закидав ее всяким хламом. Думали – на несколько дней, получилось – на годы.
…Шло время, закончилась война, началась коллективизация. А тачанка так и стояла в сарае до 29-го года. Затем, как рассказал атаману Щербаков, его отец и дед попали в жернова репрессий. Тачанка была передана председателю районного совета, а потом каким-то таинственным образом снова вернулась к Щербаковым.
– Я как-то рассказал, – вспоминает донской атаман, – Сергею Михайловичу о том, что в одном из музеев видел знаменитую тачанку: столько времени прошло, а слава о ней жива! А он мне так спокойно говорит: а у меня есть махновская тачанка, на хуторе стоит… Я думал, что он шутит… А потом мне ее привезли, и оказалась тачанка времен гражданской чистой воды правдой.
Была тачанка, естественно, в плачевном состоянии и практически без колес. Но осталась сама форма конструкции и некоторые «причиндалы» – металлические части. Нашелся и умелец – Виктор Сизов, который поставил тачанку на колеса.
На ходу у атамана и «беговая» повозка, которая досталась ему в «наследство» от одного из конезаводов. В ближайшее время он мечтает отремонтировать бедарку, на которой в период коллективизации на Дону ездил активный коммунист, агитатор Лохманов из станицы Кривянской. К слову, в этой легкой одноконной повозке на двух колесах еще недавно – в 70-е годы, любило ездить сельское начальство.
– Чтобы там ни говорили, – делится своим мнением Козицын, – но и по сей день конная упряжка – бедарка, фаэтон, линейка, подвода – остается не только экзотическим, но и удобным и самым экологически чистым транспортом. Да, до тысячи километров на них за сутки не проедешь, но зато можно использовать на ферме, приусадебном участке, на прогулках. Для казака конь в упряжке и по сей день не заменим…

Ростов-на-Дону
Мария Бондаренко - НЕЗАВИСИМАЯ газета | http://www.ng.ru/style

Комментарии


Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2024 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика