Мы в соц. сетях:
+7 917-396-2166
КАРЕТНЫЙ ДВОРЪ / Полезное, интересное / Каретное дело / История конных экипажей



История конных экипажей

Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что телеги существовали уже за 2000 лет до Р.Х.

Ливийская колесница, наскальный рисунок.


История традиционных транспогртных средств Современное поколение каретников по всей справедливости может гордиться древностью своих предков. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что телеги существовали уже за 2000 лет до Р.Х.; в этом убеждает нас рисунок, относящийся к XV столетию до Р.Х. и изображающий двухколесную боевую колесницу, которая, наверное, не была первой. Кроме того, во второй книге Моисея, в главе 14, ст. 6 и 7, мы находим следующее: "И запряг он телегу свою и взял народ свой", "и взял он шестьсот выбранных телег и много других еще телег, что были в Египте, и выбрал начальников над войском". В подтверждение древности каретного дела позволим себе привести несколько выдержек из Библии. В первой книге Самуила (гл. 13, ст. 5), например, читаем: "Тогда собрались книжники для спора с израильтянами, и было у них тридцать тысяч телег, шесть тысяч всадников и много еще народу, как песку морского, и расположились они у Михмаса на восток от Бет-авена". Что у греков уже в так называемую Героическую эпоху были повозки, видно из многих стихов "Илиады" (например, песнь 5 ст. 720 или песнь 24 ст. 322-326). Судя по сохранившимся в Помпее лепным работам, можно заключить, что упряжь украшалась с такою же роскошью. Древние греки, однако, очень мало пользовались боевыми колесницами за недостатком места в Элладе. Зато очень процветал подобный спорт в Олимпии. У римлян езда в упряжи была очень распространена. По крайней мере, историки постоянно описывают роскошные колесницы, употреблявшиеся во времена империи. К таким относятся прежде всего двухколесные триумфальные колесницы, на которых совершался торжественный въезд полководцев-победителей. В такую колесницу запрягали обыкновенно четверку серых лошадей. Такие же или похожие колесницы употреблялись для состязаний и для религиозных празднеств, тогда как четырехколесные повозки применялись для обыкновенных переездов и для перевозки кладей. Последние назывались "rheda", тогда как парадные колесницы носили у римлян название "саruсса" или "саггосhа", откуда произошли итальянское "саггоzzа", французское "саггоssе" и английское "сагriagе". Во время темных средних веков езда в упряжи была весьма мало развита, и рыцари даже считали изнеженностью и чем-то унизительным ездить в экипажах; к тому же и состояние дорог не могло содействовать распространению такого рода езды. Как мужчины, так и женщины предпочитали ездить верхом. Однако совсем из употребления езда в экипажах не вышла, так как известно, например, что граф Дерби лишился жизни в 1253 г. вследствие падения из экипажа, что Карл IV при посещении Парижа в 1377 г. ездил в роскошной, богато украшенной двухколесной повозке, запряженной четырьмя белыми мулами. В 1568 г., было сделано заметное улучшение в конструкции повозок. Состояло оно в том, что кузов повозки стали прикреплять к стойке при помощи кожаных ремней, а не ставить его непосредственно на оси, как это делалось раньше. В 1610 г. в Германии появилась первая карета со стеклянными окнами; карета была двухместная и изготовлена ко дню бракосочетания инфанты Марии Испанской с королем Фердинандом III. С этого времени езда в экипажах стала распространяться все более и более. В Париже даже появился извозопромышленник, сдававший внаем лошадей и экипажи. Человек этот назывался Николай Соваж, имя которого всегда с благодарностью будет вспоминать потомство. Конюшня его была украшена изображением святого Фиакра, и вот почему, как гласит стоустая молва, все парижские извозчики называются "фиакрами". Около того же времени занялся извозным промыслом в Лондоне отставной морской офицер. Экипажи его назывались "haccckneys". Вероятно, дела его шли блестяще, так как в 1650 г. насчитывалось уже до двухсот подобных haccckneys, а в 1694 г. число их достигло солидной цифры - семисот. До середины XVII столетия конструкция их отличалась тем, что козлы отсутствовали, и кучер сидел верхом на одной из лошадей, передние колеса помещались не под корпусом, а несколько впереди, что затрудняло движение при поворотах. Неудобства эти были устранены в царствование Людовика XVI, у которого была роскошная двухместная крытая карета (саггоssе соuре) со стеклянными окнами, кучерскими козлами, а также с подвижным передом и деревянными рессорами. Несколько позже вошли в употребление в Германии кареты на стоячих рессорах, так называемые "berlines". Но как эти, так и вообще все кареты того времени отличались многими недостатками. Так, например, ящик (корпус) висел на рессорах так высоко, что необходимо было подставлять каждый раз небольшую лестницу, чтобы войти в карету. Следствием такой конструкции экипажей было то, что домовладельцы принуждены были значительно повысить крыши подъездов для беспрепятственного въезда экипажей. Благодаря настоянию домовладельцев появились в 1786 г. и быстро вошли в моду так называемые кабриолеты ("саbriolets"), высота которых нередко достигала двадцати футов. С появлением лежачих рессор в первых годах истекшего столетия в экипажах произошла резкая перемена, более всего касавшаяся высоты самих экипажей. Благодаря своей эластичности стоячие рессоры придают всему корпусу мягкое, качающееся движение и устраняют все толчки.


Князь С.П. Урусов | "Книга о лошади", 1911 г. (Глава XIV "О езде в упряжи")

Комментарии


Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2024 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика