Мы в соц. сетях:
+7 917-396-2166
КАРЕТНЫЙ ДВОРЪ / Полезное, интересное / Как езжали наши деды / «Государевы ямщики» Дорогомиловской ямской слободы.



«Государевы ямщики» Дорогомиловской ямской слободы.

В конце XVI века в Дорогомилово были переселены из села Вяземы «государевы ямщики» – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» – перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «охотники ямские из того Вяземского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу». Так на правом ранее не заселенном берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода

 * Ямщик, одетый в форменный кафтан. Конец XVII в.   


ДОРОГОМИЛОВО В ХIII–ХVI ВВ.  


      Первоначальное местоположение и история названия Дорогомилова связаны с урочищем, находившимся на левом берегу реки, в районе современной улицы Плющихи. Оно располагалось в непосредственной близости к городу, на вершине холма над Москвой-рекой. По мнению историка И.Е. Забелина (История Москвы.– М., 1952.– Т.1.– С.451–452.), в XIII–XVI веках это было одно из сел, составлявших окружение небольшого укрепленного городка – Москвы. 


      Существуют и другие версии происхождения топонима «Дорогомилово». Так, в описании московских церквей 1817 года говорится, что, по устному преданию, Дорогомиловская слобода получила свое название потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою». Или будто бы старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к местам их следования быстро и исправно, почему те и говорили: «Дорого, да мило!». Но эти объяснения, по мнению ученых, могут относиться к гораздо более позднему времени, когда слобода уже располагалась на правом берегу Москвы-реки.
     Ее название, согласно версии русского историка и этнографа И.М. Снегирева (1793–1868) (Снегирев И.М. Подробное историческое и археологическое описание города.– М., 1895.–Т.1. – С.234.), могло быть связано с новгородскими или псковскими воеводами Дорогомиловичами, чьи имена сохранила нам новгородская летопись.
     Сходное объяснение появлению этого названия на карте Москвы дал известный москвовед, историк П.В. Сытин (Сытин П.В. Из истории московских улиц: Энциклопедия – путеводитель по улицам Москвы. – М., 1999.– С.333.).
     Он указывает на то, что в летописи XIII века есть упоминание о новгородском боярине Иване Дорогомилове – соратнике новгородского князя Александра Ярославича (Невского). Дорогомилов пришел в Москву вместе с князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского, который получил Москву в удел после смерти отца, княжил здесь с 1276 по 1303 год и стал родоначальником московского княжеского дома. Сытин считает, что князь Даниил Александрович пожаловал Ивану Дорогомилову вотчину, и имя боярина навсегда запечатлелось в названии местности.


      В XIV веке эти подмосковные земли переходят во владение ростовских епископов, позднее митрополитов. Впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя Василия III. В летописи 1550 года в Дорогомилове значился и Новодевичий монастырь. Вплоть до XVIII века вся территория вдоль западной стороны улицы Плющихи до Новодевичьего монастыря продолжала называться Дорогомиловом.
     На правый берег Москвы-реки это название было перенесено в конце XVI века – вместе со Смоленской дорогой, ранее проходившей южнее (от Смоленских ворот Земляного города, по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря через Сетуньскую переправу).
     Примерно в это же время сюда были переселены из села Вяземы «государевы ямщики» – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» – перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «охотники ямские из того Вяземского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу». Так на правом ранее не заселенном берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода.
     Большинство исследователей считает, что русское слово «ям» происходит от монгольского «дзям» – дорога. Ям – налог, подать, которую можно было уплатить либо деньгами, либо поставкой лошадей ямникам (или ямщикам). Ямником (ямщиком) в то время называлось должностное лицо, ведавшее сбором этой подати. Ямом также называли стан на большой дороге, где происходила смена лошадей.


     Организованная система сообщений – ямская гоньба, по свидетельству большинства сохранившихся документов, окончательно оформилась при Иване III (1462–1505), который завершил государственное объединение Руси. Ямская гоньба была создана исключительно для удовлетворения нужд государственного управления. Об этом свидетельствует направление ямских дорог. В то время ряд важнейших торговых путей не был устроен и не имел ямов. Однако пути, по которым велись дипломатические сношения, хотя и пролегали по пустынной и часто малонаселенной местности, имели хорошо устроенные ямы.
     Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.
     Первоначально Дорогомиловская ямская слобода представляла собой несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к броду через Москву-реку. В остальной части располагались заливные луга, доходившие до самой реки.
     Ямские, или гонные, слободы имели собственное управление и пользовались особыми правами.
     В XVI веке ямщики составляли особый класс и занимали место между крестьянами-землепашцами и служилыми людьми. Для выполнения своих обязанностей они должны были держать по три мерина. Государи жаловали ямщикам земли в вечное и потомственное владение в предместьях Москвы, за земляным городом, где те селились на правах уездных жителей, владея пашнями, сенными покосами, выпасами и другими угодьями.
     В Дорогомиловской слободе ямщицкие земли располагались к северу от Смоленской дороги. Пашни, подобно жалованию, делились на равные части, паи. Вдоль берега реки шли заливные луга. Ямщики занимались хлебопашеством и жили в собственных домах – курных избах, крытых соломой, позже тесом или гонтом (дранкой).


  ДОРОГОМИЛОВО В ХVII–ХVIII ВВ.


почтовая повозка*Крытая почтовая повозка XVII в. С картины художника В. Владимирова      


В 1650 году последовал ряд распоряжений о ямской гоньбе, освободивших ямщиков от податей, которые они платили как уездные посадские жители, и от участия в городских работах.
     Спустя почти двадцать лет царь Алексей Михайлович повелел устроить почту для пересылки государственных бумаг и для частной переписки торговых людей. Для ямщиков вводилась особая форма. Мундиры с гербом на груди ямщики продолжали носить и в следующем веке. С начала XVII до середины XVIII века ямщики были освобождены от рекрутской повинности, но, как все посадские жители, обязаны были защищать город при подступах к нему неприятеля.


     Несмотря на войны, пожары и моровое поветрие, Дорогомиловская ямская слобода росла, и особенно быстро – в конце XVII – начале XVIII веков.
     В XVIII веке после серии пожаров, прошедших по окраинам Москвы и более всего задевших ямские слободы, Дорогомилово было отстроено заново и несколько расширено. В связи с перенесением столицы в Петербург Смоленская дорога стала менее оживленной, хотя ямщики продолжали нести свою службу и возить почту.
     Указ 1704 года запрещал ямщикам заниматься торговлей. Однако в Доимочных книгах Земского приказа встречаются упоминания о лавках во дворах ямщиков Дорогомиловской слободы. Более того, в 1713 году обер-фискал Алексей Нестеров доносил: «Дорогомиловской слободы ямщики, по прозванию обыденки, разбогатели, покинув гоньбу и отбывая с торгу платежей, записались пролазом своим и подлогом в сенные истопники в комнате царевны Наталии Алексеевны и доныне под той опекою имеют торги и лавки немалые».


* * *


     Улучшение благосостояния ямщиков позволило им пристроить к своей приходской церкви Богоявления Господня каменный придел, а позже построить новую каменную церковь. И это несмотря на то, что каменное строительство в Москве было строжайше запрещено, поскольку все каменщики, а также весь добываемый строительный материал в тот период направлялись на возведение новой столицы.
     Строительство каменной церкви Тихвинской Божией Матери, что на Бережках в Дорогомилове, началось примерно в то же время, в 1716 году.


     В течение XVIII столетия постепенно шло изменение социального состава жителей Дорогомиловской ямской слободы: здесь появляются крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, мастеровые. Из дел полиции видно, что в то время в слободе жили, кроме ямщиков, сторожа дворцовой и других контор, купцы, мещане и крестьяне, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и подсобными ремеслами.
     Ямщики содержали постоялые дворы и лавки, в которых торговали овсом, сеном, лаптями и прочим крестьянским товаром. Богатые представители ямщицкого сословия давали бедным деньги взаймы, а вместо уплаты долга заставляли их отправлять за себя почтовую гоньбу.
     Любимым развлечением в Дорогомиловской ямской слободе были народные гуляния. Гуляния эти существовали и в следующем столетии, но уже за заставой. На масленицу самые ухарские катания в Москве происходили в ямских слободах: Тверской, Рогожской и Дорогомиловской.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА


Дорогомиловская застава памятна еще и тем, что через нее входили в Москву все враги России: литовцы, поляки, Наполеон.
  Французы вступали в Москву тремя колоннами. «Поскакали мы к Благовещению на Бережки, – пишет очевидец С.Н. Глинка. – С высоты их увидели наполеоновы полки, шедшие тремя колоннами. Первая: перешла Москву-реку у Воробьевых гор. Вторая: перешед ту же реку на Филях, тянулась в Тверскую заставу. Третья или средняя вступала в Москву через Драгомиловский мост».


Ночь с 2 на 3 сентября французский полководец провел в доме трактирщика у Дорогомиловской заставы. В эту ночь дорога от Филей до Дорогомиловской заставы была ярко освещена кострами. Французская армия двигалась по ней широким потоком. В Дорогомиловском предместье никого из московских жителей не было, кроме двух-трех дворников.
     В то время в одном из приходов из 37 ямщицких дворов французами было сожжено 18. Дорогомилово сгорело почти полностью, но после окончания войны снова застроилось деревянными домишками. В них проживали мелкие чиновники, приказчики, обедневшие дворяне и ремесленники. Здесь было много извозчичьих дворов с трактирами и харчевнями, лавки гробовщиков и мастерские по изготовлению кладбищенских крестов, памятников и решеток, устанавливаемых на Дорогомиловском кладбище.


ДОРОГОМИЛОВО в XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.


извозчик


* Биржа легковых извозчиков у Брянского вокзала1920г
Закат эпохи ямщиков наступил в середине XIX века, когда почту начали перевозить в специальных почтовых экипажах, по железным дорогам и пароходами. Ямщики как отдельное сословие крестьян стали исчезать. В 1830 году в приходе Дорогомиловской церкви было 25 ямщицких дворов, в 1841-м – 24, а, начиная с 1842 года, в клировых ведомостях в разделе о прихожанах перестали выделять ямщиков из числа «прочих городских обывателей». Ямщики, лишенные старых привилегий, становились городскими извозчиками, легковыми или ломовыми, развозившими грузы от железнодорожных станций.
     В это время в Дорогомилове было 67 ломовых заведений, имевших 337 лошадей и 224 работника. Целый день по Дорогомиловской улице тянулась бесконечная вереница извозчиков. Подводы с вокзала окольным путем — Бережками — через мост проезжали в город. Дорогомилово начали усиленно застраивать, преимущественно деревянными двухэтажными домами.


* * *


     В конце XIX века от Дорогомиловской заставы к центру города можно было доехать конкой. В 1909 году встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Этому мешало плохое состояние пришедшего в ветхость Бородинского моста. Жители Дорогомилова подали в Думу прошение, мотивируя необходимость капитального ремонта моста и прокладки трамвайной линии тем, что население Дорогомилова, включая окрестности, достигло ста тысяч жителей. К тому времени в Дорогомилове не только находились Брянский вокзал и станция Окружной железной дороги. Дорогомилово было единственным местом в Москве, в котором железнодорожные перевозки легко было увязать с Москвой-рекой и развивающимся судоходством.


Раздел подготовлен на основе книги: Дорогомилово: Из истории московского полуострова/Управа района Дорогомилово; ЦБС «Киевская». Сост. О.В.Кузьмина, Л.С.Бахурина; Ред. И.Б.Михнова. – М.: ЦБС «Киевская», 2000. –192 с.: ил. 
Полное или частичное воспроизведение материалов книги допускается только с разрешения издателя.
    

С официального сайта ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г.МОСКВЫ РАЙОН ДОРОГОМИЛОВО

Комментарии


Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2024 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика