Домой - На главную
Карта сайта - Карта сайта
Гостевая книга - Гостевая книга
КАРЕТНЫЙ ДВОР / Полезное, интересное / Как езжали наши деды / Частный извоз в XIX веке. Херсон.



Частный извоз в XIX веке. Херсон.

Среди множества видов конного транспорта (карета, ландо, дрожки, фаэтон, бричка, пролетка, двуколка, линейка, тарантас, шарабан и т. п.) для общественной перевозки пассажиров властями допускались только фаэтоны и брички. Последние отличались отсутствием откидного кожаного верха.

* Извозчик. г. Николаев 

Конструкция и окраска экипажей были строго «стандартизованы». Все они должны были быть снаружи покрыты черным лаком или лаковой кожей. Сиденье и спинки обивали материалом черного или красного цветов, а у извозчика - обычным сукном синего цвета. Для ночных поездок по бокам козел (место кучера) устанавливали два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ. Кроме откидного кожаного верха, в фаэтоне находился фартук из кожи, который защищал седоков от ветра и дождя. Фаэтоны были двухместными. Но в их конструкции предусматривалась откидная скамеечка для третьего пассажира, который сидел спиной к извозчику. Все фаэтоны должны были быть четырехрессорными.


Извозчиков обязывали носить форменную одежду по единому образцу: суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Это одеяние называлось «волан». Застегивался он на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические пуговицы. Волан перепоясывали матерчатым поясом, свитым жгутом. На голове у извозчиков был особый (он так и назывался - извозчичий) цилиндр. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога. Была в Херсоне среди извозчиков своя «каста» - лихачи. Но фаэтоны были, скорее, средством развлечения для любителей быстрой и лихой езды, чем транспортом. Лихачей всегда можно было выделить среди обычных извозчиков: белые перчатки из оленьей кожи, на поясе висели большие карманные часы, волосы завиты и напомажены, а цилиндры только из велюра.


Режим работы извозчиков Херсона был круглосуточным, подразделяясь по оплате на дневной (с 6 до 22 часов) и ночной (с 22 до 6 часов утра). Ночной тариф превышал дневной на 10 копеек, но не более. По договоренности с извозчиком оплату производили по двум вариантам: часовому и маршрутному.


Самыми дорогими были поездки к казенному саду (пересечение улиц Ильича и Полтавской) и к скотобойням (улица Нефтяников, городской мясокомбинат). За поездку по этим адресам с каждого пассажира извозчик взимал 70 копеек. Для сравнения - фунт (454 г) свинины тогда стоил 20 копеек. Повысить тариф на поездку, вплоть до тройного, извозчик имел право только в праздники: Рождество, Пасху и Новый год.


Легковые извозчики имели свои постоянные стоянки. К примеру, на улице Суворова их было три: угол Потемкинской (ныне Карла Маркса), угол Ришельевской (ныне Октябрьской революции) и угол Воронцовской (ныне Коммунаров).


Извозчики большей своей частью арендовали фаэтоны и лошадей у извозопромышленников. Каждый из них регистрировался в Городской управе, где ему выдавались медные бляхи, на которых было вытеснено «Херсонская Городская управа. Извозчик №...» Знак выдавали на один год. Повторно его владелец мог получить только после уплаты налогов на последующий год и долгов, если таковые за ним числились.


В 1910 году в Херсоне проживали 67673 человека. А по городской статистике были зарегистрированы 227 легковых фаэтонов.


Извозчики как основной вид общественного транспорта Херсона просуществовали до конца 1930-х годов. В 1927 году горожане впервые оценили передвижение по Херсону на автобусах отечественного производства "Я-3", предусматривающих 22 сидячих и 6 стоячих мест.


По материалам газеты «Гривна» от 4.11.2003



Член херсонского отдела Общества покровительства животных А.Е. Узловская сообщила председателю управления, что ею замечен пароконный извозчик 1-го разряда №34, который сильными подергиваниями возжей причинял лошадям жестокие мучения. Изобличенный в этом извозчик заявил, что без подобного способа и без кнута его лошади не могут работать.


Газета «ЮГъ», 1904 год, по материалам газеты «Гривна» от 16.12.2004 | http://transport-ks.narod.ru
Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2017 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика