Мы в соц. сетях:
+7 917-396-2166
КАРЕТНЫЙ ДВОРЪ / Полезное, интересное / О прокате карет / Трагедия взорванных браздов



Трагедия взорванных браздов

Накануне в воскресенье я решил провести небольшой эксперимент...

Взял с полки томик Пушкина. Открыл Евгения Онегина, главу V. Помните, это то, что мы все в школе учили: "Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…" А чуть далее следует такое четверостишие:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Вот как раз эту милую зарисовку я и взял в качестве материала для эксперимента. А на роль испытуемого назначил своего сына – второклассника, цинично отодрав его ради такого случая от его любимой компьютерной "гонялки".

Впрочем, никаких восторгов у последнего предстоящий эксперимент не вызвал. Более того, своим предложением нарисовать то, о чем, собственно, в стихе говорится, я немедленно погрузил своего восьмилетнего оболтуса в глубокий ступор. Сопя и шевеля губами, он медленно прочитал четверостишие и застыл над ним, слегка покачиваясь, как очковая змея перед тихо играющей дудочкой.

- Ругать не буду, - попробовал подбодрить его я. Чадо покосилось на меня с явным недоверием, но вздохнуло – сидя напротив, выбора я ему не оставил. Тогда, вздохнув еще раз, сын распатронил коробку с карандашами и обреченно принялся ваять.

Минут через десять я взял в руки "схему происходящего". Антон взялся пояснять.

Браздами в понимании Антона оказалась большие толстые птицы. Толстые – "потому что пушистые". А множество кружков с черточками вокруг них – это были разлетевшиеся перья ("бразды же взрываются – перья отлетают!"). Неподалеку от терпящих авиакатастрофу браздов трепыхалась маленькая ("ну, как воробей") птичка ("потому что летит же!") кибитка. Птичка кибитка Антону была явно симпатична ("удалая – это такая умная, но бедная"). Что же касается ямщика и кушака – то они слились для Антона в единый красный ЯЩИКОобразный предмет, предположительно со взрывчаткой, который сидит у них на облучке – "на спине то есть". Как раз этими предметами в этом зверском стихотворении все бедные птахи и разрываются на части…

Признаюсь, на эксперимент с сыном меня подтолкнула встреченная в паутине Рунета байка про подобный эксперимент, проведенный среди первоклашек. Самое поразительное – в обоих случаях результаты оказались потрясающе схожими. И пусть некоторые отличия в интерпретации прочитанного имелись, главное – тенденция была налицо. Судите сами.

Кибитка в представлении большинства первоклашек оказалась летательным аппаратом. У некоторых она была ещё и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка взрывает "Бразды пушистые". Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.

При этом за геноцидом браздов наблюдает некая зловещая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Самым трудным словом оказалось "облучок". Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке" (в некоторых вариантах — на обруче).

То есть - нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе, подвязанным кушаком. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы (могилы для останков несчастных разорванных браздов?), наблюдает люмпенская личность в тулупе, с лопатой и красным кушаком на голове.

Так что - такое вот сегодня растет, Александр Сергеевич, "племя младое, незнакомое". Как говорится, прошу любить и жаловать.

Вместо P.S. В Древнем Риме и Древней Греции преподавали риторику, полагая, что для человека важно, как он говорит, каким воспринимает его общество. Великий Ломоносов, не довольствуясь трактатами зарубежных ученых, написал свои, русские учебники по красноречию. До 1917 года риторика была обязательным предметом в системе образования.

И сегодня народы мира, понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и собственной жизнеспособности, свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего народа. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских – иврит, в школах Западной Европы – латынь, и т.п.

Не пора ли и нам понять, что для сохранения Русской Нации нам уже сегодня жизненно необходимо возродить изучение собственных первоистоков – и Языка в том числе?

Наш язык, наша речь - это наш мир. Ведь достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, - и вы уже формируете свое мнение о нем, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Уже по одному этому вы зачастую решаете на пушечный выстрел не подпускать его к вашему собственному миру. И, наоборот, - найти общий язык – это значит использовать счастливый шанс обрести единомышленника.


Слово "обаятельный" (от древнерусского "баять") - умеющий красиво и грамотно говорить, сегодня почти не употребляется.


Давайте будем обаятельными. С праздником нас.


Андрей Кучин Екатеринбург | http://www.nakanune.ru/articles/russkii%20yazik

Комментарии


Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2024 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика