Многолетней практикой установился определённый порядок запряжки лошади в повозку или экипаж русским способом
Сначала на голову лошади надевают уздечку и взнуздывают её. В зимнее время перед этим, удила протирают от инея и согревают их в руке иначе мёрзлые удила травмируют слизистую оболочку губ и языка лошади, вызывая болевые ощущения.
Затем с левой стороны лошади одевают седёлку и плотно затягивают её подпругу, чтобы она не скользила в сторону, вперёд или назад во время движения лошади с повозкой. Потом надевают хомут, предварительно осмотрев его внутреннюю поверхность, опирающуюся на плечи лошади. Войлок хомута должен быть сухим и чистым, гужи - одинаковой длины, иначе при работе возникнет неравномерное давление на плечи лошади, что приведёт к очень серьёзным травмам и долгой неработоспособности животного.
Перед надеванием хомут переворачивают клещами вверх, расправляют шлею и надевают хомут через голову на шею лошади. Затем в наиболее узкой части шеи по ходу свешивания гривы его переворачивают в нормальное положение, вынимают из-под него гриву и надевают на тело лошади шлею. Лошадь в сбруе заводят в оглобли, левую оглоблю кладут на левый гуж, вкладывают левый конец дуги в гуж, охватывающий оглоблю, перебрасывают дугу через шею лошади и перейдя на правую сторону лошади, накладывают правую оглоблю на прорезь правой стороны дуги и, поддерживая оглоблю грудью, правой рукой закладывают гуж через правую оглоблю сверху вниз на конец дуги, а левой оттягивают хомут, чтобы легче заложить гуж.
Далее обматывают супонь 2 раза вокруг клещей хомута, стягивают их и завязывают супонь. После стягивания клещей и завязывания супони, дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд - назад при надавливании на неё рукою. Конец супони завязывают петлёю так, чтобы в случае надобности её легко было развязать. Чрезседельник продевают через ушки седёлки. Затем плотно подтягивают, а конец его завязывают так, чтобы было легко развязать. Затем подтягивают подбрюшник.
Повод подвязывают по дуге, причём для быстрой езды с небольшой нагрузкой короче, а для медленной работы с большой нагрузкой - длиннее (чтобы не стеснял движения лошади головой). Затем пристёгивают вожжи. При запряжке проверяют длинну тяжей (атосов) повозки, чтобы они были строго одинаковы и туго натануты (при соотвутствующей ширине дуги). Повозку, точнее её ходовую часть хорошо смазывают.
Элементы упряжи
Б. ПАКУЛЕВ |
http://sudar.iatp.byКомментарии