Мы в соц. сетях:
+7 917-396-2166
КАРЕТНЫЙ ДВОРЪ / Полезное, интересное / О прокате карет / Как подобрать и подогнать сбрую



Как подобрать и подогнать сбрую

Ни для кого не секрет, что без хорошей упряжи нельзя эффективно использовать лошадь

В зависимости от условий работы — на перевозке ли грузов, в поле, под верхом или вьюком — нужна специальная упряжь.
Напомним о составе упряжи и назначении ее элементов для одно- и пароконной запряжек. Сюда входят: недоуздок, узда, хомут или шорка, шлея, седелка, чересседельник, подпруга, дуга, вожжи, постромки, нагрудник, нашильник. Узда необходима для управления лошадью. Состоит из суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного ремней, удил, поводьев и темляка.
Хомут, основная часть упряжи, служит для передачи тягового усилия лошади на повозку или орудие (плуг и т. л.). Состоит из пары клещей, хомутины, пары подушек, покрышки, двух гужей, супони, горта и подкладки.
Шорку применяют вместо хомута. Она изготовляется только из кожи и состоит из нагрудного двойного широкого ремня и соединяемого с ним при помощи колец (к которым крепят постромки) настрочного и двух поддерживающих ремней.
Седелку (существует два вида — прямая и горбатая) применяют для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника и подбрюшника.
Чересседельник поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, а подбрюшник не допускает резкого колебания оглобель, хомута и других частей упряжи вверх и вниз. Подпруга, изготавливаемая из хлопчатобумажной тесьмы, должна удерживать на спине седелку.
Дуга скрепляет хомут с оглоблями и служит амортизатором толчков повозки.
Вожжи нужны для управления лошадью. На концах они снабжены пряжками с гортвми или специальными крючками — карабинами — для пристегивания к кольцам удил.
Шлея удерживает хомут от сползания вперед, что бывает необходимо при торможении повозки.
Шлея состоит из ободового ремня с пряжками на его концах для пристегивания к хомуту, продольного ремня, тоже с пряжкой, двух откосных ремней, идущих от последнего и двух или трех поперечных ремней, соединяющих ободовыи и продольный ремни. Шлеи бывают трех размеров.
Постромки обеспечивают передачу тяговых усилий от хомута к валькам упряжного устройства повозки.
Нагрудник в пароконной дышловой упряжи соединяет хомут с дышлом. Нашильник в такой же упряжи соединяет конец дышла с нагрудником, служит для торможения повозки.
Работоспособность, здоровье лошади во многом зависят от размеров применяемой сбруи, видов и качества ее отдельных элементов. Поэтому владелец лошади должен быть внимательным при выборе сбруи для покупки, уметь ее подгонять к своей лошади и своевременно ремонтировать, чтобы избегать всевозможных наминов, нагнетов, потертостей шеи, спины, холки.
Размеры узды определяются длиной щечного ремня. Длина щечного ремня узды № 1 — 415 мм, № 2 — 435, № 3 — 455 и № 4 — 475 мм. Щечный ремень нормальной длины должен удерживать грызло удил на беззубом крае нижней челюсти, не растягивать углы рта, не вызывать их потертостей грызлами удил, что для лошади очень болезненно. При длинном щечном ремне лошадь стремится выбросить удила изо рта. Длину узды можно несколько изменить за счет сокращения или удлинения суголовного ремня. Для этого на нем имеются пряжка и отверстия.
Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Энергичной, легко возбудимой лошади нужны более «мягкие», то есть толстые, удила и, наоборот, для флегматичных, маловозбудимых,— жесткие, тонкие. Длина удил должна соответствовать ширине рта. Правильно выбранный и подогнанный хомут опирается: вверху на гребень шеи у начала холки, по бокам — на мускулатуру, расположенную впереди оси лопатки, в нижней части лопатки — на плечелопаточные сочленения, в нижней части проходит у основания шеи. Для определения размера хомута на лошади измеряют длину и ширину шеи. Для установления длины шеи накладывают метр вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня шеи у начала холки до плечелопаточного сустава. К полученной цифре прибавляют: для возового хомута — 6, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют специальным циркулем у ее основания. Короткий хомут при нормальной ширине будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, длинный же — низко спускаться у плечелопаточных сочленений и далеко заходить на холку вверх, то есть будет бить холку и плечи лошади. Чересчур широкий хомут заходит далеко назад к остям лопатки и бьет их. Нижняя часть хомутины должна быть на 2 см выше клещей, иначе они натрут шею. Хомуты для быстрой езды с небольшим тяговым усилием должны быть легче — до 3—4 кг и для работы с большим тяговым усилием — до 8—10 кг. Помимо хомута для работы лошади в повозке, есть хомут для работы лошади в сельскохозяйственных машинах и орудиях. Он легок, меньше по размерам, вместо гужей к нему за кожаные или веревочные мочки прикрепляют постромки.
Шорка, нормально подобранная, равномерно опирается нагрудным ремнем на мускулатуру, расположенную над плечелопаточными суставами. Настрочный ремень расположен у начала холки, Шорка путем сближения и разъединения ремней может быть подобрана к разным лошадям. Но она более применима для лошади, работающей с минимальным тяговым усилием на быстром аллюре. Шорка употребляется при запряжке в дышло.
Прямая седелка изготавливается с точеными и обтяжными колодками, размерами № 1 и 2. Горбатые седелки бывают металлические цельноштампованные с качающимися и некачающимися полками. Для таких седелок должен быть потник. Седелку подбирают в зависимости от формы холки и спины. Это очень важно, поскольку повреждения (нагнеты холки и спины), очень трудно поддающиеся лечению, случаются чаще именно в этой части тела.
Шлея должна быть подобрана так, чтобы ободовые ремни проходили на 4—5 см ниже седалищных бугров. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста. Слишком же глубокая шлея очень низко опускается на бедра, затрудняет движение лошади при сдерживании воза и натирает кожу. Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная ребром.
Дуга должна быть упругой и прочной. При слабой дуге невозможна правильная запряжка. Вес легковой дуги — 1,5—2 и ломовой — 4—5 кг. Вожжи подразделяют на одно- и пароконные, а по конструкции — на цельные и составные. Постромки изготовляют № 0 и 1. Длина постромок: № 0 — 2100 и № 1 — 2600 мм. Правая и левая постромки должны быть одинаковой длины.
Нагрудник должен быть изготовлен из сыромятных ремней: верхнего — толщиной не менее 2,5 мм и нижнего, подстрочного,— не менее 2,0 мм. Нашильники выпускаются металлические и сыромятные.

Порядок запряжки лошади в экипаж или повозку


Б. ПАКУЛЕВ |

Комментарии


Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2024 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика