Домой - На главную
Карта сайта - Карта сайта
Гостевая книга - Гостевая книга
КАРЕТНЫЙ ДВОР / Полезное, интересное / О прокате карет / Правила подгонки и ухода за упряжью, дугами, подковами, шинами



Правила подгонки и ухода за упряжью, дугами, подковами, шинами

Статья из справочника "Практическое коневодство"

Интенсивность использования лошадей на сельскохозяй­ ственных работах без нарушения их здоровья во многом зависит от правильной подгонки упряжи и подков, исправности техники.
Упряжь делают по ОСТ 17-216—82 «Упряжь конская сельскохо­ зяйственная». Она подразделяется по виду запряжки на однокон­ ную или пароконную, по конструкции — на одинарную или двой­ ную, по методу изготовления — на шитую или вязаную. Вид упряжи должен соответствовать выполняемой работе: в повозке, под вер­ хом, под вьюком, в сцепе с сельхозмашиной или орудием. 


Техника подгонки упряжи
Подгонка недоуздка стоялого. Служит для удержания лошади на привязи. Делают одного размера. Могут быть сыромятные одинар­ ные или двойные, из ленты ЛРТ одинарные. Подгонку недоуздка стоялого осуществляют за счет изменения длины суголовного рем­ ня. Для молодняка недоуздок стоялый меньшего размера (рис. 9).


Подгонка узды. Узда предназначена для управления лошадью и фиксации ее головы в зависимости от выполняемой работы (рис. 10). Состоит из суголовного, щечного, налобного с подбород­ ным и намордным ремней, поводьев, темляка и удил. Выпускают узды четырех размеров (номеров) в зависимости от величины голо­ вы лошади и длины щечных ремней. Общую длину узды можно не­ сколько изменить за счет сокращения или удлинения суголовного ремня. Для этого на нем есть отверстия, а на щечном ремне — пряж­ ка. Узда первого номера имеет длину щечного ремня 415 мм , второ­ го — 435, третьего — 455 и четвертого — 475 мм .


Щечный ремень нормальной длины должен удерживать грызло удил на беззубом крае нижней челюсти, не растягивать углы рта, не вызывать их потертостей, очень болезненных для лошади. При длинном щечном ремне лошадь стремится выбросить удила изо рта.


Подгонка хомута. Хомут предназначен для передачи тягового усилия животного на повозку. Состоит из пары клещей, хомутины, п одушки, покрышки, спокойного ремня, супони, пары гужей или г ужевых мочек, горта (рис. 11). Хомуты делают с гужами для однок онной, с мочками для пароконной запряжки. Правильно подог нанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бо кам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки;   нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутин а находится над соколком, у основания шеи. Размер хомута для лошади определяют по длине и ширине ее шеи (рис. 12). Длину из­ меряют метром из твердого материала с миллиметровыми деления­ ми. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочлене­ ния. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 60 мм , для легкового и пахотного — 30 мм . Ширину шеи измеряют цирку­лем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.


Изготовляют 12 номеров хомутов — от 0 до 11. Если размер хому­та неизвестен, то для определения его номера нужно измерить дли­ну от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутрен­него полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей. Следует учитывать, что короткий хомут затрудняет дыхание лошади, длинный или широкий заходит на оси лопаток и сбивает холку.


Нельзя использовать один и тот же хомут на разных лошадях, так как форма шеи у каждой лошади разная, и по мере эксплуатации хо­ мут приобретает индивидуальные особенности строения по шее ло­ шади.


Подгонка шорки (лямки, шлей­ки). Шорку (рис. 13) применяют вместо хомута при пароконной запряжке. Рекомендуют исполь­зовать при работе лошади с ми­нимальным тяговым усилием, на быстром аллюре, при запряж­ке в дышло.


Шорки делают двух размеров (номеров). Состоят из двух ос­новных ремней, подшитых вой­локом: широкого нагрудного и более узкого шейного. Ремни между собой соединяются коль­цами. Для подгонки шорки на шейном ремне укрепляют под­держивающий ремень, а на нагрудном — пряжки.
Нагрудный    ремень    шорки должен равномерно опираться на мускулатуру над плечелопаточным сочленением и над соколком. Верхний ремень располагают у начала холки. Подгоняют шорку путем изменения длины поддер­ живающего и настрочного ремней.


Для определения размера шорки с помощью тесьмяного метра необходимо произвести два измерения. Первое —измеряют рассто­ яние между плечелопаточными сочленениями через холку, что по­ зволяет определить длину настрочного ремня. Ремень первого но­мера длиной 450± 5 мм , второго — 580± 5 мм . Второе — измеряют расстояние между остями лопаток в их нижней трети через соколок для определения длины нагрудного ремня. Нагрудный ремень пер­ вого номера длиной 800± 10 мм , второго — 1100+ 10 мм .


Подгонка шлеи. Шлею (рис. 14) применяют для восприятия корпу­ сом лошади усилий, возникающих при торможении повозки во вре­ мя движения под уклон. Состоит из ободового, продольного (на­ спинного), поперечного, двух откосных и двух мочковых ремней.


Выпускают шлеи четырех размеров (номеров) в зависимости от длины ободового, поперечного и откосного ремней. Общая длина ободового ремня с тортами для шлеи первого номера 4000+ 60 мм , второго — 4400+60, третьего — 4900±60, четвертого — 5400+ 60 мм . Соответственно длина поперечного ремня должна быть 980±10, 1030±10, 1080±10, 1180±10мм. Нормально подогнанной считают шлею, у которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро (рис. 15). Ободовый ремень должен проходить на 4—5 см ниже седалищных бугров лошади.


Шлея с короткими поперечными ремнями называется мелкой. Она при езде сваливается на одну сторону и натирает кожу у корня хвоста. Короткая шлея стесняет движение лошади и вытирает шерсть на коже.


Подгонка седелки. Седелка предназначена для поддержания в оп ределенном положении хомута, дуги и оглобель в одноконной зап ряжке с помощью чересседельника с подбрюшником. Как аморти затор она предохраняет спину лошади, смягчая удары сбруи при езде по неровной дороге и при рывках в начале движения. Выпуска ют седелки двух номеров и трех типов: прямые с деревянными или металлическими колодочками, горбатые с деревянными полками, горбатые с качающимися металлическими или некачающимися деревянными полками. Прямая седелка состоит из подушки, по­ крышки, сквозного горта, двух колодок с личинками и дужками (рис. 16). Горбатая — из арчака, двух полок (металлических качаю­ щихся или деревянных некачающихся), двух колец для крепления гортов, двух гортов и потника. К горбатой седелке прилагается спе­ циальный потник.


Подбирать седелку следует индивидуально для каждой лошади в зависимости от формы холки и спины. При низкой и широкой хол­ ке, обмускуленной и с невыступающими остистыми отростками позвонков спине нужно применять прямую седелку. При высокой острой холке и малообмускуленной спине с выступающими остис­ тыми отростками позвонков используют только горбатую седелку, опирающуюся на мускулатуру и не давящую на остистые отростки   позвонков. Номер седелки подбирают с таким расчетом, чтобы ко­ лодочки у прямой седелки и полочки у горбатой располагались на обмускуленной части спины. Необходимо помнить, что намины холки и спины очень болезненны для лошади и трудноизлечимы.


Чересседельник, подбрюшник. Чересседельник и подбрюшник служат для соединения оглобель повозки с корпусом лошади, под­держания на определенном уровне хомута, передачи части тягового усилия на спину лошади, предотвращения резкого колебания огло­ бель и хомута вверх и вниз при движении лошади; предупреждают возможность нагнета холки. Чересседельники бывают сыромятные с кольцом или петлей, сыромятные с подбрюшником или без него, цельные и составные. По размерам они трех номеров: длиной № 1 - 2100+ 100 мм , № 2 - 2400±100, № 3 - 2600± 100 мм ; шири­ ной № 1 — 25± 1 мм , № 2 и 3 — 33+ 1 мм . Размеры подбрюшника по номерам такие же, как и у чересседельника. Чересседельник подтя­ гивают так, чтобы между хомутиной и шеей, холкой и хомутом про­ ходило 2—3 пальца. Подбрюшник подтягивают туго, при этом его обязательно пропускают через шлевку подпруги седелки .


Подпруги. Подпруги (рис. 17) служат для удержания седелки на спине лошади и предохранения кожи от давления подбрюшного ремня. Они трех номеров: подпруги № 1 длиной 1200± 3 мм , № 2 — 1300±3, №3— 1500±3мм. Для предотвращения сползания под­брюшника и вытирания шерсти подбрюшник должен быть пропу­щен через шлевку подпруги. Последняя пристегивается пряжками к гортам седелки. Она должна плотно прилегать к телу лошади и быть мягкой.


Вожжи. Служат для управления лошадью во время работы. Вож­жи (рис. 18) подразделяют: по виду запряжки — на одноконные и пароконные; по конструкции — на цельные и составные, с караби нами, пряжками и гортами; по материалам — из ленты хлопча­тобумажной ЛРТ, веревочные и комбинированные. Вожжи всех видов бывают двух номеров.


При работе следят за сохран­ностью карабинов, гортов, пря­жек и остальных частей. По­рванные части сшивают, сло­манные заменяют.


Постромки. Применяют для пароконной запряжки. Они слу­жат для передачи тягового уси­лия животного на перевозимую повозку или конное орудие. Де­ лают постромки (рис. 19) следующих типов: сыромятные двойные с петлей или полукруглым кольцом, с гортами и пряжкой; из ленты хлопчатобумажной ременной крашеной — двойные с петлей или полукруглым кольцом; канатные с петлей. Они бывают двух номе­ров: № 0 длиной 2100+ 100 мм и № 1 — 2600+ 100 мм . Правые и ле­вые постромки должны быть одинаковой длины.


Дуга. Дуга — принадлежность одноконной или троечной рус­ ской упряжи, служит для скрепления хомута с оглоблями посред­ ством гужей, как амортизатор предохраняет плечи лошади от толч­ков при движении. Дуга должна быть прочной и упругой. При сла­бой дуге, прогибающейся под усилием лошади, перевозка груза не­ возможна. Размер дуги должен соответствовать грузоподъемности транспортного средства. Дуга в верхней части имеет вдетое в серьгу кольцо для повода, на концах ее сделаны вырезы под оглобли. Дуги могут быть цельногнутые (Ц) и гнуто-клееные (К); по грузоподъем­ ности — выездные (В), сельскохозяйственные (С), полуломовые (П), ломовые (Л). Сечение дуг может быть круглое, бочкообразное, прямоугольное, трапециевидное с закругленными углами. Сечение дуг в условном обозначении не отражается.


Подковы для рабочих, лошадей. Для лошадей используют либо под­ковы, изготовленные в кузнице ручным способом, индивидуально, с постоянными шипами из металла подковы, либо стандартные промышленного изготовления со съемными шипами. Подковы конные выпускают по ГОСТ 5408—77. Их 12 номеров: от № 00 (са­мого малого), далее № 1; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 6; 7 и до № 8 (самого большого). На нижней поверхности стандартной подковы нанесе­ны номер, передняя (П) или задняя (3) и товарный знак завода-из­готовителя. Для небольших копыт применяют подковы № 1, для средних № 2,5; 3; 3,5 и 4, для больших — № 4,5; 5; 6; 7 и 8. Стандар­тные подковы № 1; 2 и 3 имеют по одному шиповому отверстию на зацепе, у остальных номеров их два. У № 1; 2; 2,5 пробивают по во­семь гвоздевых отверстий (по 4 на ветке), у № 3; 3,5; 4; 4,5 — по де сять, у остальных — по двенадцать. Масса подковы минимальная — 200 г , максимальная — 720 г . Масса подковы следующего номера больше на 30—40 г.


Подковные гвозди. Выпускают их по ГОСТ 1217—77 шести номе­ров: 4, 5, 6, 7, 8, 9. Длина гвоздя № 4 — 45 мм , № 5 — 52, № 6 — 55, № 7 — 59, № 8 — 64, № 9 —70 мм. Допустимые отклонения ± 1,5 мм . Гвозди № 4 применяют для крепления подков 00; гвозди № 5 — для подков № 1 и 2; № 6 — для подков № 2,5 и 3; № 7 — для подков № 3,5 и 4; гвозди № 8 — для подков № 4,5 и 5; № 9 — для подков № 6; 7 и 8.


Масса 1000 гвоздей № 4 — 2,9 кг , № 5 — 3,1, № 6 — 3,6 кг . Гвозди уложены в сухие ящики по 20 кг в каждом.


Подковные гвозди должны быть нержавыми, без трещин, плена, выхватов, зарубин, расслоений и заусениц, не допускается затупление острия. Нарушение этих требований приводит к заковке лоша­ди и выходу ее из рабочего состояния. Подковы и гвозди хранят рас­фасованными по номерам в сухом месте, не допуская коррозии.


Подковные шипы. По ГОСТ 5409—77 выпускают постоянные и съемные шипы. Съемные шипы бывают прямоугольные и Н-образной формы. Они могут быть тупые (летние) и острые (зимние). Масса 1000 тупых шипов 20 кг . Их упаковывают в сухие ящики по 1000 или 2000 штук в каждом.


Нагрудники (рис. 20). Применяют при пароконной запряжке вместе с нашильником для соединения хомутов с дышлом повозки. Их изготавливают двойными, сыромятными или комбинирован­ными с ременной лентой.


Нашильники (рис. 21). Применяют при пароконной запряжке вместе с нагрудником для соединения хомутов с дышлом повозки. Одновременно они помогают торможению повозки корпусом жи­вотного при спуске под гору и осаживанию назад. Нашильники бы­вают сыромятные двойные шитые; комбинированные; металличес­кие; цепные с накладным шейным ремнем.


Комплектование предметов конской упряжи из отдельных гото­ вых предметов производят по размерным признакам, соответству­ ющим размерам хомутов или шорок, согласно таблице 7.


Таблица 7. Hомера изделий конской упряжи, соответствующие номерам хомута или шорки


                                                                          Номер хомута и шорки

     Изделия                          хомуты № 0-3,   хомуты № 4-6,   хомуты № 7-8,   хомуты №9-11,
                                               шорка № 1        шорка № 1        шорка № 1         шорка № 2


Узда                                               1                         2                       3                         4
Шлея                                              1                         2                       3                         4
Постромки                                     0                         1                       1                          1
Вожжи                                           1                         2                       2                          2
Седелка прямая                            1                         2                       2                          2 
Седелка горбатая                                                    Одного номера
Подпруга                                       1                         2                       3                          4
Чересседельник                            1                         2                       3                          4
Нагрудники                                                               Одного номера
Нашильники                                                                     То же
Недоуздок                                                                            "


Общие правила хранения и ухода за упряжью


На упряжь воздействуют атмосферные осадки, пыль, грязь, она впитывает пот лошади. В войлочных деталях заводятся личинки моли. В целях лучшей сохранности упряжи и продления сроков ее эксплуатации руководствуются следующими правилами. Упряжь хранят в специальном проветриваемом и отапливаемом помещении на деревянных вешалах по стенам. Железные вешала для этой цели не годятся, так как ржавчина портит упряжь. Сушат упряжь войло­ ком наружу. Регулярно очищают от грязи и пота. После очистки ко­жаные детали разминают и смазывают животным жиром с добавле­ нием березового дегтя. Нельзя смазывать упряжь минеральными маслами (автол, солидол), так как они ее портят.


Войлок хомутов, седелок и потников необходимо регулярно раз­ минать и выбивать от засохшего пота. Нельзя прорезать в кожаных деталях упряжи отверстия с помощью ножа или шила, а можно только специальным пробойником. Металлические детали упряжи для предохранения от ржавчины протирают вначале ветошью, смо­ ченной в керосине, затем сухим материалом и смазывают каким- либо жиром. В штате хозяйства должен быть шорник, в обязанности которого входят регулярный осмотр и ремонт сбруи.


В.В.Калашников | Практическое коневодство
Телефон: (8552) 71-72-38
E-mail: mail@kareta.com.ru
© 2017 «Каретный Двор»
Сайт сделали в «Нокс»
На главную Яндекс.Метрика